Страх водить автомобиль.

Список форумов Нужна помощь

Описание: Здесь можно задать вопрос о своих проблемах или попросить совета.

Сообщение #1 Alex » 28.01.2014, 12:25

Сегодня мне на почту пришло письмо с вопросом. Вопрос мне показался интересным, поэтому я решил выложить его сюда(с позволения автора) вместе с моим ответом.

Письмо:

Добрый день. Прочитал ваши статьи про страхи и мотивацию и не смог определить своей проблемы, а именно страх вождения автомобиля. Водить хочу, но после незначительной поездки трясет еще длительное время, как-будто стрес. Потом ставлю машину в гараж и всячески избегаю возможности сесть за руль и так каждая поездка и перерыв на неделю. Связано скорее с боязнью что сделаю что то не так и попаду в дтп и на огромную сумму ущерба. Мне говорят что это из-за неопытности и надо ездить через немогу, как на каторгу, пересиливать себя. Скажите это про
блема психолога или инструктора по вождению?Спасибо.

Ответ:

Все зависит еще от того, сколько Вы ездите, бывали ли раньше в ДТП. Если у Вас недостаточно опыта, то вероятно проблема решится с повышением компетентности (читайте статью "О важности и компетентности"). Если же Вы накатаете достаточно опыта, а трясти все равно будет, то стоит обратиться к психологу. На этом этапе помощь психолога тоже не будет лишней, но вероятно более эффективно будет доплатить денег и еще покататься с хорошим инструктором. Потом еще самому по возможности. Какое-то время для снижения психологической нагрузки и привыкания стоит ездить по простым маршрутам, в местах где мало людей и автомобилей, кататься в то время дня, когда дороги меньше загружены и т.д. Потом усложнять по мере роста навыков и уверенности.

Пояснения:

Статья "О важности, компетентности и любви, или почему так сложно завоевать девушку своей мечты?" может на первый взгляд показаться не связанной с проблемой, но все же это об одном и том же. Процитирую часть, которая имеет наибольший смысл в данном контексте:

Думаю, здесь нужно ввести еще один фактор – фактор компетентности. Это комплексный фактор, который включает в себя не только то, насколько человек компетентен в том, что он делает, но и то, насколько он готов положиться на себя и на свои внутренние ресурсы, насколько уверен в себе, в своих силах, в достижении успеха.

К примеру, парень, у которого есть успешный опыт общения с женщинами в прошлом, хорошая самооценка, регулярный секс и т.д, встретив девушку своей мечты (высокая значимость), гораздо проще сможет ее завоевать, чем, девственник, который только держал девочку за руку и всегда сомневается в своей привлекательности. А на серьезной деловой встрече легче добьется результатов человек, который имеет навыки в общении, опыт и т.д., чем новичок, который впервые ведет переговоры. Второй может вообще все испортить.

Прямо сейчас вспомнился опыт моего очень хорошего друга, который получил серьезное повышение, до которого его компетентность не совсем дотягивала. Напряжение было очень высоким, он делал ошибки, переживал перед каждой встречей с клиентами, выпадал в негатив после очередной неудачи, переживал по поводу отчетности и т.д. Напряжение дошло до уровня, когда он не мог спать. В какой-то момент ему пришлось просто плюнуть на это и будь что будет (снизить значимость). Но продолжая работать и делать по максимуму все, что от него зависело, он наработал компетентность и теперь спокойно справляется с тем уровнем задач, которые ему поставлены.

Получается, что чем выше уровень важности (значимости), тем выше должна быть компетентность чтобы можно было справиться. Самый приятный и незабываемый опыт у нас случается как раз на стыке важности и компетентности, когда важность достаточно высока, чтобы вызывать эмоции, но и компетентность достаточно высока, чтобы справляться с поставленными задачами. Попробую привести пример:

Если ты катаешься на лыжах и твой уровень компетентности достаточно вырос, ты уже уверенно катаешься с легких горок, то через какое-то время это может стать неинтересным, потому что ставки не высоки. Тогда приходится повышать сложность. Если повысить очень сильно, выйдя далеко за предел своей компетентности, то, скорее всего, будет высокое напряжение (страх), ошибки и ты получишь негативный опыт, хорошо если без травм. Но вот выбрав горку, которая будет сложной (иметь высокий уровень важности, риска), но в то же время такой, чтобы уровень компетентности позволял съехать с нее успешно (не обязательно идеально), можно получить больше всего удовольствия. И здесь сработает принцип, что путь приятнее цели, потому что как только компетентность поднимется до уровня, когда эта горка станет нормальной, упадет значимость и упадет интерес, эмоции будут не те. Снова нужно усложнять, чтобы что-то ощутить.


Еще небольшая цитата из вики о законе Йеркса — Додсона:

Законом Йеркса-Додсона в психологии называют зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Ученые ещё в 1908 установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации).

Например: уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.

Правда это описание не включает в себя понятие компетентности, о котором я писал в статье. Потому что значимость (мотивация) очень сильно зависит от компетентности. Оценивать их можно только вместе. Ведь с ростом компетентности, напряжение всегда будет снижаться. Те самые разлады, которые снижают эффективность работы, так же будут снижаться и со временем скорей всего совсем исчезнут.


Мой совет автору письма исходит как раз из этих идей. То есть пока у него недостаточная компетентность(навык вождения), нужно снизить значимость ( снизить ответственность и вероятность попасть в ДТП), пока компетентность не поднимется на достаточный уровень. То же самое при любом другом обучении. Если горка для человека высока, необходимо найти горку поменьше, пока он не отработает навык до некоего автоматизма и только потом повышать сложность.
Записаться на консультацию можно здесь.
Alex M
Администратор
Администратор
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 3
С нами: 10 лет 9 месяцев

Вернуться в Нужна помощь

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 16 гостей

cron